Проектирование
автомобилей можно смело отнести к наиболее
романтичным областям деятельности дизайнеров,
которые творят мир окружающих нас вещей.
Конечный продукт
деятельности дизайнера представляет собой сложную,
синтетическую модель. Умение рисовать, как и
способность разбираться в технических вопросах,
сформировало феномен профессии дизайнера, с ее
уникальным сочетанием художественного и
технического.Это же впоследствии существенно
повлияло на разделение методик дизайна.
Первые шаги
дизайн сделал в конце XIX века. Интенсификация
промышленного производства, общественной жизни,
динамика социальных процессов послужили почвой для
возникновения
дизайна. Тогда
же появился и новый вид индивидуального транспорта —
легковой автомобиль. Однако до конца 20-х годов
форма автомобилей рождалась почти стихийно и
зачастую зависела от интуиции и одаренности
конструкторов и изобретателей.
Положение стало меняться после того, как Америку
потрясла экономическая депрессия.
«Уродливое
плохо продается»
—
лозунг, под
которым на заводах образовались первые
дизайн-студии. Вскоре Европа тоже обзавелась этим
новшеством, но, в отличие от Америки, где
главенствовала забота о внешности, здесь в основу
зарождающегося дизайна чаще закладывали
функционализм и
рациональность.
Увлеченность
Нового Света внешними проявлениями формы
привела к тому,
что потребителю стали предлагать в основном иллюзию
изменения потребительских свойств вещи.
Профессионалов этого дела именовали стилистами, а
род их деятельности нарекли стайлингом. Именно ему
мы обязаны разнообразием внешнего вида самых обычных
вещей.
Иную идею проповедовали представители так
называемого функционализма:
«форма
следует за функцией».
Никаких украшений, декора или
орнамента. Если посмотреть на историю развития формы
автомобиля нетрудно различить два основных стилевых
течения.
Первое в искусствоведении чаще
всего определяют термином
"брутализм"
- когда форму автомобиля организуют грубые,
обнаженные конструкции и функциональные элементы
упрощенного геометрического вида.
Второе обычно называют
"стримлайн",
что можно трактовать как "обтекаемый стиль": форма
подчиняется в основном движению, композиционным
законам динамичных объектов. |